Редкий транспорт киевских улиц

Редкий транспорт киевских улиц

Когда уходит эпоха, последующие поколения визуально представляют ее по книгам или рисункам. Девятнадцатый век подарил миру фотографию и кинопленку, благодаря чему с той поры каждая жизненная деталь обрела вечность. Теперь мы можем во всех красках увидеть Всемирную выставку в Париже 1900 года, сосчитать блестящие цилиндры торопливых лондонцев на Пикадилли, и, конечно, узнать каким был Киев.

Иногда, увидев что-то интересное и необычное, мы подсознательно умножаем эпизод в несколько сотен раз, полагая, что поступаем справедливо. Неординарное платье провинциальной модницы называем типичным, дутый лоток мороженщика мечтательно прописываем на каждой улице, забывая, что и в той, ушедшей, городской жизни было что-то эксклюзивное.

Сегодня это будет транспорт. Редкий киевский транспорт. Мне кажется, что он один из тех ключевых элементов, образующих атмосферу города. Пожалуй, не ту атмосферу, которая рядом с нами, а ту, что ушла навсегда, оставшись лишь на снимках и кадрах хроники. Ныне нас не удивишь автомобилем или трамвайным вагоном, а тогда они были в центре внимания. Вспомните уличные снимки! Очень часто фотографы помещали объект на колесах в самый центр композиции. Новый троллейбус, иностранная машина, сверкающие хромированными подбородками трамваи были любимцами объективов. И все потому, что это было новинкой, свидетельством технологического прогресса.

Изучая Киев, я собрал достаточное количество материалов, которыми сегодня хочу поделиться с вами. Начнем обзор с легковых автомобилей.

«Победа» – кабриолет

О существовании этой машины вы могли знать благодаря журналу «За рулем», фотографиям со всего СССР и, конечно, реальным экземплярам на улицах. Сейчас воспользуемся вторым вариантом – «Победа» попала в кадр на одноименном киевском проспекте. Еще в те годы машину можно было назвать редкой – было изготовлено около 15 тысяч экземпляров, в то время как в стандартной модификации их произвели около 240 тысяч, и еще столько же по лицензии выпустили в Польше под маркой «Варшава».

Автомобиль с открытым верхом выпускался всего пять лет – с 1949 по 1953 год. Примечательно, что выпуск прекратили в год смерти И.Сталина, поскольку до сих пор считается, что он был одним из инициаторов создания кабриолета. Вероятно, хотелось больше солнца во время отдыха в Крыму и Грузии. К тому же кабриолет был выгоден с военной точки зрения – он мог участвовать в парадах, ведь вплоть до того времени генералитет выполнял церемонию на лошадях.

Особого индекса машине не присвоили, хотя многие утверждают, что ее следует упоминать как ГАЗ-М-20Б «Победа». Кроме складной крыши, которая негативно отразилась на ходовых характеристиках – немного упала скорость, выросло потребление топлива – модель внешне не отличалась от базовой. Она была полна нововведений – впервые в Союзе установлены электрические указатели поворотов и стеклоочистители, обдув-антизапотеватель лобового стекла, предусмотрено отопление салона.

В отличие от многих современных новоделов, которые есть и в Киеве, оригинальная «Победа»-кабриолет имела жесткие боковины, складывалась только верхняя часть крыши. Сейчас же свадебные экипажи делают самостоятельно, обрезая и крышу, и верхнюю часть дверок.

Удивительно, но крыша – изюминка этого авто – была причиной недолговечности и без того редкой модели. Кузов ее был не столь прочен, коррозия легко проникала внутрь, да и чтобы быстро развернуть тент, необходимо было приложить немало усилий. Сначала автовладельцы научились не опускать его без лишней надобности, а затем сочли удобным заварить потолок листом металла и избавиться от лишних проблем. Только в южном регионе, для которого она и была создана, машина пользовалась благосклонностью. В нашем городе такой кабриолет остался как минимум один. Вероятно, не так уж много шоферов считали Киев южным городом.

«Победа» – кабриолет

«Москвич» – фургон

С 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей наладили выпуск автомашины «Москвич», модификации которой стали множиться через несколько лет со стремительной быстротой. Кабриолет, машина скорой помощи, модели с ручным управлением и несколько фургонов.

«Москвич» - фургон

Этот, например, заснят на площади Льва Толстого. В кадре он сливается с троллейбусом, поскольку фотограф уделял внимание скорее дому Артынова или общему городскому виду, чем конкретному виду транспорта. На кузове видны белые круги, вероятно, реклама какого-то предприятия. Для пущей наглядности возьмем другой снимок, не киевского происхождения.

Такой фургончик для перевозок товара в небольших объемах пользовался спросом среди разных контор, ведь прежде полупустые грузовики колесили по городу, нерационально используя топливо. Выпуск этого шасси, а завод МЗМА выпускал не готовый фургон, а шасси с водительской кабиной, позади которой можно было установить желаемый тип кузова, маркировался как «Москвич 400-420К». Эта загадочная буква «К» у специалистов вызывала предположение, что подразумевает под собой слово «коммерческий», однако ни о какой коммерции речь не шла. Машина в свободную продажу не поступала, была строго ведомственной, и все типы ее кузова изготавливались в автомастерских.

«Москвич 400-422»

 В народе эту модификацию прозвали «Буратино». Эти автомобили мало кто помнит, даже на старых фото они выглядят очень необычно. Вот один из них затерялся среди «Побед» у Бессарабского рынка.

 

«Москвич 400-422»

Прозвище свое он получил за необычный для советского автопрома кузов из дерева и композитных материалов. А между тем, такой тип автомобилей был вполне тривиален для западных стран, где он звался «wood-bodiedstationwagon». Причина его популярности очень проста – производство требует меньшего количества металлопроката, что выгодно для страны, отстраивающей послевоенную экономику. Сейчас уже ни для кого не секрет, что на проектировании автомобилей этой марки конструкторы экономили силы, скопировав машину(или официально производя на немецком оборудовании – ныне об этом спорят) с довоенного OpelKadett. «Деревянная» модификация не стала исключением. Однако жила она не так долго как остальные представители модельного ряда. Фургоны использовались почтовым ведомством, торговыми организациями, их можно было увидеть во время инкассации телефонов-автоматов, и очень редко в частном пользовании. А служебный автомобиль, как известно, присмотрен похуже частного, ведь принадлежит всем и никому конкретно. Поэтому, отработав свой ресурс по максимуму, «Буратино» отправлялся не в сказочный ящик с куклами, а в утиль. Те же автомобили, которые были в персональной собственности, быстро стали не нужны владельцам, так как автопром вывел на рынок более выгодные предложения. Да и кому хотелось всю жизнь трястись в аскетичном салоне под дерматиновой крышей, постоянно красить и подгонять расшатанные деревянные детали, удерживая свой взгляд подальше от более современной машины соседа?

«Москвич 400-422»

До нашего времени дошли единицы этих забавных фургончиков, которых с 1948 по 1956 год было выпущено около 12 тысяч.

«Линкольн – Зефир»

Это первая иномарка в нашем списке. Она развенчивает миф, что довоенным Киевом ездили только отечественные автомобили. Американский лимузин 1939 года выпуска закупили для правительственного гаража УССР. Пользовался им в служебных целях председатель ЦК КП Украины Никита Хрущев.

«Линкольн - Зефир»

Вот он оставил свою машину на площади Калинина, направляясь, вероятно, к зданию Главпочтамта, которое находится за спиной фотографа. Это уже послевоенный снимок Георгия Малакова. К тому времени Хрущев заметно охладел к иномарке – с 1944 года он обзавелся новым «Кадиллаком», захваченным в винницкой ставке Гитлера «Вервольф». «Линкольн» поначалу стал автомобилем семьи – шоферы возили детей и супругу председателя, а после отъезда Хрущевых в Москву в 1949 году, автомобиль был отдан в служебное пользование академику Евгению Патону.

Инженер-мостостроитель трепетно относился к такой привилегии. Например, подвозил сыновей на работу только в качестве поощрения за трудовые успехи, хотя и Владимир, и Борис, работали с отцом в одном корпусе Института электросварки! Машина прослужила известному киевлянину вплоть до его смерти в 1953 году.

Подробную историю этого автомобиля можно прочесть здесь.

Незнакомец с Подола

Уже давно в сети гуляет снимок, на котором киевоведы узнали улицу Житнеторжскую, что пролегает рядом с известным крытым рынком, однако главный объект этого снимка до сегодняшнего дня оставался безымянным.

Что это за автомобиль? Какая страна-производитель? В какое десятилетие его произвели? Попробуйте сами ответить на эти вопросы. Уверен, вам не удастся. Поэтому рассказываю постепенно.

Автомобиль этот уникален, он существовал в единственном экземпляре. Произвели машину в Германии в 1939 году на заводе, который больше известен своими военными заказами и грузовой техникой, чем легковыми моделями. Имя этой малолитражки – «Hanomag 1300» (индекс означает объем двигателя).На самом деле от оригинального немецкого авто остались крупицы, он был видоизменен до неузнаваемости, отсюда его уникальность. Вот так он выглядел, сойдя с конвейера.

«Hanomag 1300»

Автовладельцу-киевлянину пришлось хорошенько поработать над машиной. Было заменено лобовое стекло, крыша, хвостовая часть. Такая реинкарнация мотивировалась, скорее всего, плохим состоянием оригинала или отсутствием возможности купить новую машину, ведь не забываем, что фото сделано в 1980-х, когда население стояло в повсеместных очередях за «Жигулями», но могло свободно приобрести старый трофейный автомобиль. Пришлось хозяину «Ханомага» найти хорошего сварщика, автомобиль-донор, предположительно «Москвич 403», и создать совершенно новую машину. От прежней остался лишь передок и боковины, по которым, честно говоря, трудно было определить марку.

Повезло поговорить с человеком, который сообщил, что в первой половине 1990-х машина была на ходу, и сохранила свой оригинальный темно-вишневый цвет. Увы, никто не знает, что стало с ней после, возможно, она догнивает свой век в каком-нибудь дворе или, наоборот, спокойно стоит в гараже.

Автомобиль Юрия Тимошенко

Старшее поколение хорошо помнит Юрия Тимошенко – эстрадного артиста, выступавшего под именем Тарапуньки в комическом дуэте со Штепселем. Еще 30 лет назад их творческий союз был на пике популярности, концерты успешно проходили по всему Союзу, а жизнь обрастала анекдотами и легендами.

Одной из них стал автомобиль юмориста. Впервые он появился на улицах Киева в 1979 году и частенько можно услышать, что это была первая иномарка в городе. Но мы-то с вами уже знаем, что это не так. По сути, первый автомобиль, появившийся в Киеве – а это случилось 10 июля1897 года, о чем известно из заметки в газете «Киевлянин» – уже был иномаркой. Конечно, машина Тарапуньки, пригнанная из московского гаража дипломатических авто, была для города диковинкой.

Юлия Пашковская, вдова артиста, в своих многочисленных интервью вспоминала, что муж перед покупкой «DodgeChrysler» измерил гордость американского автопрома – чтобы наверняка поместилась в гараж! Уплатив 17 тыс. рублей, она перевезла машину в Киев, ибо сам Юрий Трофимович водил неаккуратно. Поэтому легендарность его роскошного средства передвижения связана с происшествиями. Сначала Тарапунька зацепил массивные ворота в каком-то дворе, а потом протаранил трамвай на Ямской улице. Старожилы утверждали, что вагон не только сошел с рельс, а даже повалился набок, после чего мастер эстрады еще долго выплачивал государству компенсацию. Любопытно, что увесистый автомобиль якобы серьезно не пострадал.

Невнимательность Тарапуньки-шофера объясняли его творческой натурой. Мол, за рулем он думал совсем не о безопасности на дороге. Возможно, так и было. Юлия Пашковская рассказывала, что как-то раз ехала слишком быстро и муж, сидевший рядом, предостерег ее, что спидометр указывает скорость в милях, а не километрах. Быть может, однажды он перепутал сам?

Автомобиль Юрия Тимошенко

Автомобиль Юрия Тимошенко

Эти фото иногда упоминаются в связи c «Додж Крайслером», и правда, очень легко поверить, что киевляне рассматривают машину Тарапуньки, «первую иномарку в городе». Снимки эти сделаны Александром Ранчуковым в 1982 году возле Житнего рынка. Мы долго пытались выяснить, что же за автомобиль изображен на них.

Результат был неожиданным. Объектом всеобщего внимания является «OldsmobileDelta 88 HolidaySedan», а вовсе не «Додж Крайслер», хотя обе модели родом из 1973 года. Выходит, фотографиями автомобиля прославленного артиста мы не располагаем. Также выяснилось, что Юлия Пашковская ошиблась, указывая марку авто – впоследствии эту неточность скопировали все источники. Среди американских авто, выпущенных в 1973 году, нет такой модели как «DodgeChrysler». Подобного слияния названий вообще не существует, потому что компания Dodge–это часть корпорации Chrysler! Ситуацию прояснил сын юмориста, Юрий Юрьевич, который признает авто как «Крайслер», но не уточняет модификацию. А ведь в том году корпорация выпустила далеко не одну модель с кузовом седан, остается только догадываться, какой из них владел Тарапунька. После смерти артиста в 1986 году машину пришлось продать. Хозяйке не нравилось, что американец был слишком прожорлив.

Увы, сегодня неизвестны снимки оригинального «Крайслера» на киевских улицах. Юлия Пашковская рассказывала, что ГАИ часто их останавливало, внимание прохожих было незаурядным –все хотели рассмотреть автомобиль. Быть может, у кого-то все же есть любительские кадры?

«Старт»

Осмелюсь утверждать, что его видел каждый – «Кавказская пленница» Леонида Гайдая увековечила этот автомобиль – первый советский минивэн.

«Старт»

В те времена еще даже не знали такого понятия, но «Старт» по своему замыслу является именно минивэном – серийным легковым автомобилем с однообъемным кузовом, вместительностью до восьми человек. Идеей создания такой машины с 1963 года были увлечены конструкторы Северодонецкой авторемонтной базы, которые намеревались поставить на конвейер практичный автомобиль для семейныхпоездок за город. Такая разработка могла заполнить нишу микроавтобусов, «универсалов повышенной вместительности», как их тогда называли советские конструкторы, не понимая, что идут по американскому пути. Хотя должны были понимать, ибо дизайн стеклопластикового кузова Юрия Андроса выполнен не без веяний западной моды, очень уж легко узнаются популярные «рыбьи плавники».

Кузов изготовлялся из стеклопластика на одноименном Северодонецком предприятии, базой служили агрегаты и комплектующие ГАЗ-21, что хорошо видно по дверным ручкам, задним фарам, традиционной «птичке» багажника.

Важен тот факт, что производство автомобиля было инициативой работников завода, которые поначалу трудились в неслужебное время, лишь потом получив «добро» от начальства. Долгие годы бытовала легенда, что массовый выпуск модели был невозможен благодаря завистливым директорам других автозаводов, которые восприняли «прогрессивную разработку» в штыки. Но нужно быть до конца откровенными и признать, что настоящей причиной были недостатки по сути самодельного автомобиля. Пластиковый кузов был малонадежен, двигатель прожорлив, а интенсивная эксплуатация не сулила ничего хорошего. К тому же, расчет показал, что массовый выпуск будет дорог, а поштучная цена не снизится, это при том, что уже тогда «Старт» стоил в два раза дороже «Волги». Населению было проще выезжать за город на тесных «Москвичах», или не выезжать вовсе. Но до этого даже не дошло – «Старт» не продавали частникам. Его охотно раскупали различные организации, таксопарки и промышленные конторы – многим пришелся по вкусу футуристический облик машины. Видимо, режиссеру Гайдаю тоже. В его фильме «Старт» окрашен в бежевый и иссиня-черный цвет, а вот на киевских фотографиях машина, должно быть, в ином решении – белая с юбкой цвета морской волны.

Автомобилей подобного дизайна в СССР больше не выпускали, да и «Старт» был малораспространен. Всего с 1964 по 1970 год выпустили около 150 машин. Дважды проект менял имя и место прописки – два десятка машин выпустил под своей маркой Луганский автосборочный завод, и еще порядка десяти экземпляров с логотипом «Донбасс» было изготовлено в Донецке. Обе машины на фото – оригинальные «Старты» из Северодонецка.

«Старт»

В этом году исполняется 50 лет с начала выпуска уникального минивэна. Согласно разным источникам ныне живых юбиляров осталось не больше пяти.

Коренные киевляне

Ныне в нашем городе доживает свой век Киевский мотоциклетный завод. А когда-то он был флагманом производства двухколесных лошадок. Именно мотоциклы киевского завода несли службу в эскортах кремлевской охраны и экспортировались за границу. Однако, подобно северодончанам, конструкторы столичного предприятия республики тоже интересовались возможностью производства машин. Так появились компактные грузовички «КМЗ», именуемые «Киев».

Они были необходимостью завода, из цехов которого грузы перевозили с помощью мотоцикла, у которого вместо коляски был установлен продолговатый ящик. Мало того, что водители в любую погоду разъезжали по внушительной территории, но куда большую проблему создавал груз – чем тяжелее он был, тем больше мотоцикл заносило вправо. Конструкторское бюро решило исправить это неудобство, собрав из доступных комплектующих мини-грузовик. Так в 1959 году появился «КМЗ – 1» с мотоциклетным двигателем в 26 л.с., колесами от инвалидной мотоколяски, тормозами и рулевым управлением от «Москвича». Его округлая кабина выглядела очень современно и была сделана из популярного в те времена стеклопластика. Под своим тентом маленький «Киев» мог увезти полтонны любого груза.

За последующие два года проект получил новый облик – были изготовлены три пикапа и два фургона. «Киев – 3» и «Киев – 4» получили вполне приятный и современный дизайн. Теперь они напоминали уже не итальянские малолитражки, а американские автомобили. Конструкция пополнилась агрегатами от «Запорожца», правда, осталась при старом мотоциклетном двигателе, который теперь вынесли из-под кузова, равномерно распределив нагрузку на обе оси.

За три года попытки мотозавода привлечь хоть какое-то внимание к своему проекту, заинтересовать руководство Минавтопрома УССР, не увенчались успехом.

Последний шанс инженеры узрели в военном министерстве, которому хотели предложить свое детище для массового выпуска. С этой целью был разработан грузовичок «Киев – 5». Его металлическая кабина была упрощена, рама усилена, а подвеска задних колес стала торсионной.

К сожалению, проект не впечатлил армейских начальников, и 1962 год стал последним для автомобильного энтузиазма киевских конструкторов. Завод не имел оборудования для выпуска такой продукции, а вышестоящие органы справедливо решили, что раз уж КМЗ зарабатывает деньги на поставках продукции в Европу, то и нечего заниматься самодеятельностью. Инициатива была пресечена, а фургончики остались верными помощниками работников предприятия.

Эти милые грузовички попали в список, пожалуй, только благодаря тому, что произведены в нашем городе. В продажу они не поступали, ведь существовали в 2-3 экземплярах, однако фотография «Киева – 4» с номерным знаком у фонтанов ВДНХ дает право говорить о том, что фургон, формально, но все-таки был редким транспортом на киевской улице.

Автор: Алексей Екименко

Джерело: http://the-city.kiev.ua/ru/article/redkiy-transport-kievskikh-ulits-112

 

Залишити коментар